Тепло родного очага и образ женщины – матери, хранительницы очага с древности неотделимо связаны друг с другом
В старину у народов Карачаево-Черкесии новый год начинался с наступлением весны, когда пробуждалась природа, появлялась свежая зелень, готовили сельскохозяйственные орудия труда к пахоте, к посеву.
У тюркоязычных народов, в том числе у карачаевцев и ногайцев праздник «Науруз» отмечается в день весеннего равноденствия 22 марта. У ногайцев в «Науруз» юноши до пятнадцати лет ходили по аулу с ветками облепихи или тёрна, к которым крепили подснежники. Их отдавали хозяевам домов и поздравляли с Новым годом. Они, в свою очередь, одаривали юношей различными подарками и угощали сладостями. Молодые люди распевали специальные песни, восхвалявшие весну. К Наурузу народ приурочивал, если позволяла погода, первый выгон скота. После проведения праздника Науруз ногайцы проводили праздник плуга «сабантой».
В день праздника карачаевцы проводили различные полевые игры, например, «борьба года». Поскольку полевые работы в Большом Карачае начинались на участках, расположенных на солнечной стороне долин, при этом жители лесной (затенённой стороны) долины шли к пахарям и разыгрывали сцену, именуемую «борьба года». Вероятно, это была «борьба между уходящим холодом и наступающим теплом». Сущность игры заключалась в том что «гости» всячески стремились помешать проведению церемонии «первой борозды». С этой целью молодёжь, организуемая весельчаком в маске «теке», устраивала на территории пахотного участка игры и танцы. Все ждали весельчаков в масках «теке».
У адыгов (черкесов) старый новый год отмечался по новому стилю 21-22 марта, когда происходило «разделение тепла и холода» (гъэрэ щlырэ щызэхэкlым).
В новый год адыги (черкесы) совершали жертвоприношение: резали барана или крупный рогатый скот. От одной большой семейной общины делали только одно жертвоприношение. Перед очагом накрывался праздничный стол с мясом жертвенного животного, вкусными блюдами, сладостями. И в очаге празднично горел огонь . Старшая женщина семейства капала в огонь несколько капель курдючного жира, запах которого разносился по всему помещению. Чувствовалось тепло, запах родного очага. Наверное это единственный случай, когда адыгская семья в прошлом садилась за стол и ели все вместе: старшие и дети, мужчины и женщины.
Каждый народ по своему выражали своё уважение к хранительнице очага. Настоящей хозяйкой у адыгов (черкесов) признавали ту, у которой в течении года ни разу не погас огонь в очаге. О большом уважении к женщине – хранительнице очага у карачаевцев говорил тот факт, что в кладовую («гёзен») имела право заходить только старшая женщина дома, которая выдавала необходимое количество продуктов питания для всей большой семьи. У абазин проявление уважения к хранительнице очага проявлялось в заключительном моменте праздника «Возвращение с пахоты» - это вручение флага пахоты самой трудолюбивой, самой мастеровой, самой красивой девушке – будущей хранительнице домашнего очага.
У ногайцев, раньше при выделении из большой семьи кого-либо из сыновей, давали определённую часть имущества «энши» - скот, юрту, домашнюю утварь. Был такой обычай , когда в день новоселья пищу готовила уважаемая в округе женщина. На празднике рождения ещё одного очага в ногайском ауле уважаемая женщина являлась главным лицом и все проявляли почтение к женщине - матери, хранительнице очага.
Тепло родного очага и образ женщины – матери, хранительницы очага с древности неотделимо связаны друг с другом.
(Составитель: старший научный сотрудник музея-заповедника Богатырева Лидия Джумаладиновна)