Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
РГБУ «Государственный Карачаево-Черкесский историко-культурный и природный музей-заповедник им. М. О. Байчоровой»

Праздник «Науруз»

27-03-2023, 17:12 504 Категория: События
Тепло родного  очага и образ женщины – матери, хранительницы очага с  древности  неотделимо связаны друг с другом
 
В старину у народов Карачаево-Черкесии новый год  начинался  с  наступлением  весны,  когда пробуждалась  природа, появлялась свежая  зелень, готовили сельскохозяйственные орудия труда к пахоте, к посеву.

У тюркоязычных народов, в том числе у карачаевцев и ногайцев праздник «Науруз»  отмечается в день весеннего равноденствия  22 марта. У ногайцев в  «Науруз» юноши  до пятнадцати лет ходили по аулу с ветками облепихи  или тёрна, к которым крепили подснежники. Их отдавали хозяевам домов и поздравляли с Новым  годом. Они, в свою очередь, одаривали юношей различными подарками и угощали сладостями. Молодые люди распевали специальные песни, восхвалявшие весну. К Наурузу народ приурочивал, если позволяла погода, первый выгон скота. После проведения праздника Науруз   ногайцы проводили праздник плуга  «сабантой».

В день праздника карачаевцы проводили  различные  полевые  игры, например, «борьба года». Поскольку  полевые работы  в Большом Карачае начинались на участках,  расположенных на солнечной стороне долин, при этом жители лесной (затенённой стороны) долины  шли к пахарям  и разыгрывали сцену,  именуемую  «борьба года». Вероятно, это была «борьба между уходящим холодом  и наступающим теплом». Сущность игры заключалась в том что «гости» всячески стремились помешать проведению церемонии «первой борозды». С этой целью молодёжь, организуемая весельчаком в маске «теке», устраивала на территории пахотного участка игры и танцы. Все ждали весельчаков в масках «теке».

У адыгов (черкесов) старый  новый год отмечался по новому стилю 21-22 марта, когда происходило «разделение  тепла и холода» (гъэрэ щlырэ щызэхэкlым).

В новый год  адыги (черкесы) совершали жертвоприношение:  резали барана или крупный рогатый скот.  От одной большой семейной общины делали  только одно жертвоприношение. Перед очагом накрывался  праздничный стол  с  мясом  жертвенного животного, вкусными блюдами, сладостями.  И в очаге празднично горел огонь . Старшая  женщина семейства  капала в огонь несколько капель курдючного жира, запах которого разносился по всему помещению. Чувствовалось тепло, запах родного очага.  Наверное это единственный случай, когда адыгская семья в прошлом  садилась за стол и ели все вместе: старшие и дети, мужчины и женщины.

Каждый народ по своему  выражали своё уважение к хранительнице очага. Настоящей хозяйкой у адыгов (черкесов) признавали ту, у которой в течении года ни разу  не погас огонь в очаге. О большом уважении к женщине – хранительнице очага  у карачаевцев говорил тот факт, что в кладовую («гёзен»)  имела право заходить  только старшая женщина дома, которая  выдавала необходимое количество продуктов  питания для всей  большой семьи. У абазин проявление уважения к хранительнице очага проявлялось в заключительном моменте праздника «Возвращение с пахоты» -  это вручение флага пахоты самой трудолюбивой, самой мастеровой, самой красивой девушке – будущей хранительнице домашнего очага.

У ногайцев, раньше при выделении из большой семьи кого-либо из сыновей, давали определённую часть имущества  «энши» -  скот, юрту, домашнюю утварь. Был  такой обычай , когда в день новоселья пищу готовила уважаемая в округе женщина. На празднике рождения ещё одного очага в ногайском ауле  уважаемая женщина являлась  главным лицом и все проявляли почтение к женщине - матери, хранительнице очага.

Тепло родного  очага и образ женщины – матери, хранительницы очага с  древности  неотделимо связаны друг с другом.

(Составитель: старший научный сотрудник  музея-заповедника Богатырева Лидия Джумаладиновна)

Вам должно понравиться

Краеведческий музей

В здании, возведенном в 1914 году в историческом центре столицы Республики, расположен

10.08.19 Филиалы

Закрыть