В далеком прошлом, за много веков до принятия ислама нашими предками проводились аграрные праздники, которые сопровождались различными церемониями.
В 1-ом зале Выставочного павильона Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника им. М.О. Байчоровой (в дополнение к стационарной выставке «Уникальное культурное наследие народов КЧР») с 5 июля открывается временная выставка «Древние земледельцы и праздники народов Карачая и Черкесии».
В далеком прошлом, за много веков до принятия ислама нашими предками проводились аграрные праздники, которые сопровождались различными церемониями.
Значительно позже, при распространении ислама среди народов Карачая и Черкесии, языческие обряды трансформировались в народные трудовые праздники, а атрибуты праздника приобрели совершенно новое содержание без языческой обрядности.
Самыми значительными были весенние аграрные праздники:
-
у адыгов (черкесов) – «Возвращение с пахоты» («Вакlуэихьэж»),
-
у абазин – «Знамя вернувшихся с пахоты» («Нып»),
-
у карачаевцев – праздник первой борозды «Гутан»,
-
у ногайцев – праздник плуга «Сабантой».
У всех перечисленных народов важной фигурой на праздниках были ряженные в маску козла («теке», «ажагъафэ», «джагъаф»). Это были весельчаки, которые развлекали и подбадривали уставших людей веселой шуткой, пантомимой. В то же время они выступали в роли воспитателей. В народе ряженный пользовался всеобщим уважением, но в тоже время его побаивались. Он мог высмеять лентяя, скрягу, безнравственный поступок.
Оскорбить же его самого считалось постыдным, все становились на его защиту.
В период СССР, наряду с атеизацией всего населения, велась также борьба против так называемых «пережитков прошлого» - народных праздников и обычаев, в результате чего было забыто много прогрессивных традиций. В отличие от них, к концу XX века стала возрождаться религия, а вместе с ней и религиозные праздники. Это было связано с некоторыми демократическими переменами, произошедшими в нашей стране, и в связи с празднованием тысячелетия Крещения Руси в 1988 году, а также 1100- летием начала распространения ислама на территории нашей страны. Строились новые мечети и церкви, был восстановлен в г. Черкесске Никольский собор, разрушенный в 1930 –х годах. Сегодня нет в КЧР аула, где бы не было мечети. Свободно празднуются религиозные праздники праздники мира и добра.
Ураза-Байрам и Курман-Байрам два значимых праздника в исламе.
1). Праздник Разговения – Ураза - Байрам знаменует завершение поста в месяце Рамадан (Рамазан). В день праздника раздают сиротам, нуждающимся «милостыню завершения поста» (Закят аль - фитр) от каждого члена семьи, делают пожертвования на нужды мечети, учеников медресе и на разные общественные дела. Смысл поста не только в воспитании своего тела, но и в воспитании духовном, строгом контроле своих мыслей и чувств.
2). В праздник Курбан-Байрма или Курман-Байрама режут жертвенных животных, раздают саадака (милостыню) нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга с праздником, выражают радость и веселье по случаю праздника.
Выставка продлится до 28 июля 2022г.